СЛЕЖКА В АЭРОПОРТУ

Выпущено на February 15, 2014 в Политика, Статьи.

site7Теперь становится понятным, почему сильные мира сего так ополчились на Сноудена – рыльце в пушку у них у всех.

Выдаваемые порционно разоблачения бывшего сотрудника американской службы безопасности Эдварда Сноудена докатились до Канады. Как оказалась, канадская служба электронной разведки CSEC (Communications Security Establishment Canada) собирала метаданные с телефонов и компьютеров пассажиров одного из крупных канадских аэропортов. Делала она это с помощью системы Wi-Fi. Всякий, кто пользовался услугами этой системы, становился предметом интереса канадской разведки.

Метаданные не раскрывают содержания переговоров, но позволяют следить за передвижением пассажиров, а также фиксировать месторасположение и телефонные номера всех людей, с которыми связывался пассажир, а также время и продолжительность контакта.

Правозащитники усмотрели в этом вторжение в частную жизнь канадцев без одобрения судьи и санкции прокурора. Зато советник премьер-министра Канады по вопросам безопасности Стивен Ригби считает, что «это всего лишь сбор информации об информации».

Тайный массовый сбор данных вызвал скандал. Сенатский комитет по обороне провел особые слушания, посвященные операции в непоименованном аэропорту.  На слушаниях  пришлось давать показания руководителям канадских  разведывательных ведомств. Глава CSEC Джон Форстер выступил в защиту своих подчиненных. Он заявил, что это была не операция, а всего лишь проверка, своеобразный тест, цель которого – выработать модель сбора информации на случай возможного теракта. По его словам, террористы часто пользуются системой Wi-Fi в общественных местах, и в случае теракта сотрудникам службы безопасности будет легче и быстрее найти исполнителей, если в их распоряжении будут метаданные пользователей системы свободного доступа к интернету.

Мандат CSEC не позволяет этой службе следить за канадцами – она имеет право заниматься только иностранцами. Об этом прямо говорится в Законе о национальной обороне. Но Форстер утверждает, что сотрудники возглавляемого им ведомства не занимались составлением досье на канадцев, хотя получали смешанную информацию о киберактивности пассажиров аэропорта.
За минувший год система была испробована дважды. Объектами слежки, уверяет Форстер, были исключительно иностранные субъекты. Согласно правилам, если в фокус попадают канадцы, сотрудники службы обязаны сообщить об этом комиссару по наблюдению за работой CSEC.

Форстер подчеркнул, что сбор метаинформации был одобрен двумя министерскими указами: еще при либералах в 2005 году и при консерваторах в 2011. Во второй раз об этом лично распорядился министр обороны  Питер Маккей. Эти указы определяют срок хранения собранной информации, по истечении которого она уничтожается.
Шеф CSEC завершил свое выступление заявлением, что соблюдение закона и уважение к частной жизни – это главные принципы работы канадской службы электронной разведки. Хотите верьте – хотите нет.

Джону Форстеру вторил Мишель Куломб, директор канадской службы безопасности и разведки CSIS (Canadian Security Intelligence Service). Он заявил, что никакой массовой слежки за канадцами канадская разведка не ведет, хотя известно, что более 130 живущих за границей канадцев поддерживают террористов. В одной только Сирии таких приблизительно 30 человек.
Эти люди проходят обучение в экстремистских медресе, участвуют в изготовлении взрывчатки, в терактах и полувоенных операциях. Некоторые из них затем возвращаются домой, и это очень беспокоит канадские власти.
Служба безопасности, согласно своему мандату, имеет право следить за такими людьми. А делать это непросто. Они постоянно перемещаются с места на место, и в некоторых удаленных местах установить маршруты их передвижения сложно.

Вряд ли кто будет спорить, что разведка имеет право следить за экстремистами, в том числе и за канадцами, если они представляют собой угрозу национальной безопасности Канады. Но мысль, что ты под колпаком, малоприятна.
Недавно временный комиссар Канады по защите частной жизни Шанталь Бернье опубликовала доклад, в котором выразила озабоченность тем фактом, что разведслужбы используют для сбора информации социальные сети. Комиссар видит в этом потенциальную опасность вторжения в частную жизнь. Шанталь Бернье предложила внести изменения в существующий закон об охране частной жизни.

Рекомендации сенатского комитета, которые последуют после прошедших слушаний, не обязательны к исполнению, но Уэйн Истер, критик от Либеральной партии по вопросам общественной безопасности в Палате Общин, решил представить в парламенте частный законопроект, обязывающий CSEC прекратить любую незаконную слежку за канадцами. В законопроекте также предусмотрено создание парламентского комитета по наблюдению за деятельностью этого ведомства.

Напомним, две канадских разведслужбы – CSEC и CSIS – отличаются тем, что первая  борется с угрозами, исходящими из-за границы, исключительно техническими средствами, а вторая – с угрозами внутри Канады любыми дозволенными средствами и методами.

Ефрем Лопатин

Оставьте ответ