СРЕДИ АЙСБЕРГОВ

site3Ванкуверец Андрей Наркевич рассказывает о своем путешествии на Аляску

… Мы недавно вернулись из поездки по Аляске. Нас спрашивают, что было самое запоминающееся, ради чего туда стоило ехать?
Начинаю прикидывать… Горы? Да, они очень красивые, но горы и тут у нас есть. Рыба Halibut? И она есть, и даже дешевле. Но, без всякого сомнения, самое яркое, в прямом и переносном смысле слова, впечатление оставили два дня, проведенные среди айсбергов Bear Glacier в Kenai Fjords National Park.

Капитан Хастингс с Пуаро оказались как-то на природе за городом.
Хастсингс: Посмотрите на этот вид, Пуаро! Вы только посмотрите на этот вид!
Пуаро: Да, действительно, вид очень хороший, Хастингс. Но он должен быть запечатлен на картине для нас, так чтобы мы могли изучать и любоваться им в тепле и комфорте нашего собственного дома. Ведь мы за это платим художнику – чтобы он вместо нас подвергал себя этим испытаниям.
Хастингс: Что Вы имеете в виду под “испытаниями”? Это чудесный день (набирает полную грудь воздуха). Вы только вдохните этот воздух!
Пуаро: Нет, мой бедный друг. Этот воздух предназначен для птиц и маленьких мохнатых существ. Легкие Эркюля Пуаро требуют что-то более основательного: настоящего хорошего городского воздуха!

Не надо подвергать себя пронизывающему ледяному июльскому ветру, точнее его смеси с водяной пылью, риску оказаться в холодной воде или быть придавленным айсбергом. Оставайтесь дома. Сейчас я вам все покажу и расскажу!

Bear glacier (Медвежий ледник), начинаясь от самого большого в Северной Америке ледового поля Harding, несет свой ледяной поток в обширную лагуну. Лагуна эта отделена от океана парой узких каменистых морен.
Благодаря этому, айсберги, регулярно поставляемые ледником, не уносит в океан. Они собираются и дрейфуют в лагуне, пока не подтают и не развалятся на мелкие осколки, которые подхватит и унесет река, вытекающая из лагуны.

До ледника можно добраться только вертолетом или специальным катером с малой осадкой, способным пройти сначала по открытому морю, а потом по достаточно мелкой, но бурной реке с плавающими в ней льдинами.
Когда мы искали кого-нибудь, кто мог бы мог организовать поездку к леднику, выяснилось, что далеко не все турфирмы готовы взяться за это дело. Даже более того, из немногих оставшихся одна за другой исключают Bear Glacier из списка предлагаемых маршрутов.
Дело в том, что айсберги постоянно разрушаются и поэтому очень неустойчивы, и находиться поблизости от такой горы льда может быть достаточно опасно. В чем нам очень скоро представилась возможность убедиться на собственном опыте.

А пока, после часа прыжков по океанским волнам на катере, мы оказались в уединенном и величественном месте. С одной стороны – океан, с другой – река с плывущими по ней торосами, за ней – еще полоса земли, а там уже сама лагуна и ледник. Кроме нас троих, с нами были еще три человека и инструктор-проводник – всего семь человек.

Первым делом разбиваем лагерь и ставим палатки. Потом, несмотря на общее нетерпение, обедаем. Проходим инструктаж. Нам всем выдали непромокаемые костюмы. В таком не так страшно оказаться в ледяной воде. Всем сказано держаться вместе и подальше от айсбергов, доведено до сведения, что делать, если перевернешься или потеряешься. Наконец, закончив со всеми этими приготовлениями и погрузившись в каяки, затаив дыхание, входим в лагуну.

Увиденное сразу же превосходит все ожидания. Открывшееся зрелище ошеломляет. Во-первых, конечно, цвет. Нет, не так. ЦВЕТ! А во-вторых, масштабы. Некоторые ледяные горы высятся над водой на 15-20 метров, и страшно даже подумать, сколько там еще этого льда под водой. Добавить к этому полную тишину, туман и безветрие…

Сразу же включается воображение, и в айсбергах начинаешь видеть животных, растения, да и, вообще, все что угодно. Видели мы и достаточно правдоподобный самолет. Правдоподобный настолько, что кто-то даже предположил, что это настоящий самолет. Он когда-то упал в ледник и обмерз коркой льда. Однако по мере того, как мы стали обходить айсберг вокруг, иллюзия исчезла.

Пройдя город айсбергов, выходим на открытое пространство. Еще пара километров – и сперва чувствуем холодное дыхание, а потом в рассеивающемся тумане видим поднимающуюся из воды отвесную стену ледника. Некоторое время почтительно идем вдоль кромки, близко не походим.
Иногда слышен, напоминающий гром отдаленный грохот, но, повернувшись на звук, ничего не видишь – пока дошел звук, все уже кончилось. Это где-то рушатся ледяные стены, образуя новые айсберги.

Вернувшись в лагерь, пытаемся отогреться. С ледника тянет холодным влажным воздухом. Ужинаем и ложимся спать.
Название “медвежий” леднику было дано не случайно. Мы видели пару медведей в отдалении. Поэтому кухня была по всем правилам устроена на почтительном расстоянии от наших палаток, а вся еда тщательно упакована и закрыта.

Утро следующего дня не принесло в этот мир ни солнца ни тепла. По-прежнему моросит. На Аляске в июле белые ночи, поэтому просто становится чуть-чуть светлее. Позавтракав, опять отправляемся в лагуну. Как и накануне, зачарованно бродим на своих утлых суденышках среди этого царства льда и снега.

Однако не стоило терять бдительности. В какой-то момент, когда вся остальная группа ушла вперед, мы замешкались в узкой протоке между айсбергами и услышали грохот буквально в двух-трех десятках метров – один из айсбергов раскололся надвое. Одна его часть – размером с дом, как во сне, медленно обрушилась в воду, подняв высоченную волну. Мы, чтобы не оказаться в воде, поспешно стали разворачиваться носом к волне, когда увидели, что оставшаяся на поверхности часть айсберга начала медленно заваливаться в сторону – глыба потеряла равновесие. Потом все ускорилось, включился звук, до сознания дошли крики нашего проводника “run, run!”. Дважды повторять было не обязательно, мы рванули оттуда изо всех сил.

… У каждого могут быть свои причины поехать на Аляску. Кто-то едет порыбачить, кто-то – посмотреть на жизнь русских староверов, для кого-то это просто конечная или начальная точка круиза.

Нам хотелось оставить наши следы на прибрежном песке настоящей дикой Аляски. Что бы я ни писал там выше о том, что можно сидеть дома, засунув ноги поглубже в шлепанцы, это неправда. Надо выходить и исследовать мир вокруг. Пусть он не всегда комфортен, путь придется мокнуть и мерзнуть под дождем, но никакие картины и фотографии не передадут настоящего впечатления от увиденного на самом деле. Звучит банально, но пусть шлепанцы пользуются спросом у других, но не у нас…