ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОДОК!

Выпущено на September 17, 2017 в Канада: вехи истории, Статьи.

site1ЧТО Я ВИДЕЛА
Ванкувер и мы… Так мне бы хотелось назвать то, о чем я пишу. Но, увы, это название (кстати, удачное) уже присвоено газетой. Ведь это очень важно для каждого, живущего в Ванкувере, – как мы воспримем Ванкувер, поймем ли мы друг друга! Ведь от этого зависит наша радость и счастье проживания в этом городе!

Когда-то давно, во время экскурсии по Риму, я познакомилась с женщиной-гидом, приехавшей из Москвы, где она была до этого журналисткой. И она сказала о Риме: “Чем больше я узнаю этот город (а она жила в Риме чуть больше трех лет), тем более мистическим, загадочным и даже инфернальным он мне кажется.”

Ванкувер – молодой город. Его улицы не помнят тысяч смертей невинных. Он создавался с “белого листа” – для жизни и радости. Я живу в городе недолго, меньше 5 лет. Но уже могу сказать: “Чем больше я узнаю этот город, тем более сюрреалистическим он мне кажется.”

Нелепости и несуразности в нем так естественно накладываются на реальность, что со временем перестаешь их замечать. Может быть, и я со временем приду в театр в нарядном платье и шлепанцах или надену соломенную шляпу с меховой курткой.
А еще лучше – явлюсь в пижаме в  Safeway, как та женщина в очереди в кассу. А что! Голубая пижама с желтыми мишками была ей к лицу! Очень даже удобно! Проснулся утром, сумку в руки и – в Safeway!

Когда я была маленькой, моя мама достала для меня Книгу. Шла война. И это было замечательно! Это была большая книга в твердом желтом переплете.Книга называлась”Что я видел” писателя Бориса Житкова.
В ней от лица маленького мальчика, открывающего для себя мир, доходчиво рассказывалось о том, что он видел вокруг себя. Все казалось ему удивительным. Часто он задавал вопрос взрослым: “Почему?”. И за это его прозвали Почемучкой.  Я прочла эту книгу несколько раз. По этой книге я научилась читать. И я тоже часто задаю себе этот вопрос – почему, но ответа не получаю.

Итак, начну с самого… начала.
Почему основоположником города выбран этот болтливый, неизвестно откуда прибывший, авантюрист Гасси Джек (Gassy Jack)?! Вот он стоит – весь зеленый на зеленой бочке – и призывает потомков к активному употреблению “зеленого змия”!
Его призыв услышан. Ванкувер сейчас занимает ведущее место в стране по употреблению алкоголя на душу населения. Спасибо, Джек!

А ведь мало кто знает, что не он первый начал осваивать территорию будущего города. Капитан Эдвард Стамп (Edward Stump) прибыл сюда в 1865 году, за 2 года до того, как появился Джек Дейтон (Jack Deighton – реальное имя Гасси Джека), и основал здесь “пилорезку” в районе ул. Hastings. Именно  рабочие его лесопилки, одурманенные речами Джека, работали волонтерами на строительстве его салуна, а впоследствие его усиленно посещали.

Стамп был квалифицированным капитаном, получившим свой сертификат в Лондоне и хорошо проявившим себя во время Крымской войны 1854 года, когда английская эскадра потеряла 18 кораблей во время жесточайшего шторма при Балаклаве. Корабль, которым управлял Стамп, вышел из этого тяжелого испытания целым и невредимым.
Стамп до прибытия сюда основал несколько лесопильных предприятий на территории нашей провинциии, на Vancouver Island, тем самым дав толчок развитию лесопромышленности. Почему же пьяница Джек стал обожаемым символом нашего города?!
Правда, городские власти сохранили лесопилку Стампа. Перевезли ее на барже в Pioneer Park. Я пыталась найти туда дорогу, но никто не может мне сказать, где этот парк.
А пока вблизи памятника Джеку кучкуются его верные последователи, употребляющие уже что-то посерьезнее пива. Старт дан! Если бы Джек их увидел, вот бы порадовался! Но он умер сравнительно молодым, в 44 года.

Итак, застройка города началась именно в этом районе. И этот самый старый район Ванкувера, охватывающий восточную часть Downtown, Gastown и Chinatown, называется Strathcona.

ГОРОДОК
Я так называю этот кусочек Strathcona, привлекающий художников, киношников и любознательных туристов.
Здесь были построены первые жилые дома Ванкувера, первая школа, первая библиотека, самая первая улица с тротуаром (Hastings)… Все самое первое.
В 1891 году была построена самая большая школа Ванкувера – Lord Strathcona Elementary. Она и сейчас впечатляет своими размерами и помпезностью. До этого самая первая школа в Ванкувере ютилась в одной комнате на лесопилке Стампа.

Мой городок (а я в нем живу и радуюсь) небольшой. Он ограничен улицами  Hastings и Prior. Здесь, наконец, славно заканчиваются всем известные улицы Georgia, Keefer и Pender, упираясь в улицу Campbell. На них уютно располагаются живописные неоготические  домики с узкими фасадами и остроконечными крышами в викторианском и эдвардианском стилях. Вам потребуется меньше 10 минут, чтобы прийти по этим улицам в Chinatown.

Когда я впервые очутилась здесь, то подумала, что попала в сказку из детства. Разноцветные домики немыслимо ярких цветов – розовые, голубые, желтые, фиолетовые, зеленые в окружении ярких цветов и кустов – сразу создавали какое-то радостное настроение. Здесь всегда тихо, зелено и безлюдно. Даже не верится, что в 50 метрах находится улица Hastings c ее непрерывным потоком транспорта.
Гаражей в домиках нет. Расположены они, тесно прижавшись друг к другу, и личные машины стоят вдоль дорог, которые перекрыты клумбами, не позволяющими транспорту проезжать через городок. Только велосипеды.
Здесь бродят скунсы и скачут белки. Здесь растут вековые хвойные деревья и липы. Весной цветет сакура и милая моему сердцу сирень. Тогда я хожу по улочкам и вдыхаю ее аромат. Он напоминает мне бурное цветение сирени в моей родной Одессе, где бабушки продают ветки, сваленные охапками на подстилки.

Один художник показал мне самую старую черешню Ванкувера. Ей больше 100 лет. Обхватить ее могут только 2 человека.
Ее корявый, покрытый мхом, ствол и ветви-стволы  даже не вызывали у меня мысли, что это черешня. Вспоминаю строчки из басни Крылова: “Когда бы вверх смогла б поднять ты рыло, тебе бы видно было…” Но рыло я не поднимала, а когда подняла, то обомлела, увидев мелкие красные ягоды. Так эта бабушка еще и плодоносит!

И вот я снова подхожу к тому, что никак не согласовывается со здравым смыслом. Строительство нашего славного Ванкувера начиналось в яме. Кто и почему выбрал это место, когда здесь так сыро и все время льют дожди?

На перекрестке улиц Georgia  и  Hawks, в клумбе, стоит большой валун. Его притащил сюдa доктор Юркович (Dr.Yurkovich) в 1999 году и тем самым увековечил свое имя. Его семья жила в домике на улице Keefer c 1934 года. Домик изображен на камне тоже. Автору тогда было 6 лет. Здесь на камне вырезано описание его детства в те годы. Камень позеленел и покрылся мхом, прочесть на нем что-то становится все труднее, но все-таки я узнала, что мальчик со своим братом ходили на лесопилку, где собирали обрезки досок для ремонта отмостки вокруг дома и даже соорудили тачку, чтобы вывозить имущество во время затопления. Жили бедно, (мама была вдовой) и даже имели жильца. Этот бизнес сейчас тоже процветает.

Итак, половина нашего городка сидит внизу. Для удобства и привязки к уровню внешних дорог часть внутренних дорог подняли и поставили на бетонные стены. Когда вы входите внутрь со стороны улицы Hastings, то вы сразу это и не увидите. Дома выглядят двухэтажными. Но, заглянув за край дороги, вы увидите внизу еще один этаж с зеленым садиком перед ним.
Для удобства выхода на улицы жители на уровне 2-го этажа соорудили из окон двери и перекинули трапы на тротуар. У них теперь два садика на разных уровнях, иногда сверху вниз спускаются романтические лесенки.
Я очень люблю туда заглядывать. С улицы ничего не видно, надо подойти на самый край к заборчику. Каждый раз – новая интересная картинка.

В середине прошлого века власти города начали сносить городок, и даже успели кое-что снести. В яме на Campbell Ave. построили несколько длинных социальных домов, благоустроили территорию, дороги не поднимали. Даже построили две девятиэтажки. Все это смотрится очень приятно. Просторно и зелено.

Но на защиту наших домиков встали жители городка. Возглавляемые замечательной женщиной (Мэри Ли Чен) Mary Lee Chan, жившей здесь с 1958 года, жители создали организацию “Strathcona Property Owners and Tenants Association”, которая успешно боролась за сохранение городка. Наконец, в 1975 году ванкуверский  City Hall принял решение восстановить это историческое место и сохранить его для потомков. Теперь сюда приходят группы туристов с гидами, а по улицам гуляют живущие здесь люди с разнообразными собачками, загорают на травке на поляне, а дети весело плещутся в фонтанах.

Здесь снимаются фильмы. Об этом заблаговременно сообщают жителям
(продолжение на 19 стр.)
(начало на 18 стр.)
соответствующей улицы.  Иногда киношники угощают “пострадавших” хотдогами и тортами. Не забывают поставить и стол с угощениями для собачек, лишившихся на время привычных тропинок. Так и живем.

Как во всех приличных городках, здесь есть культовые сооружения. На улице Campbell стоит действующая римско-католическая церковь Sacred Heart с подворьем и Русская Православная Церковь Святой Троицы.

Самую высокую точку городка на улице Pender венчает здание  католического собора, назначение которого в наши дни покрыто тайной.
Никто не знает, что там сейчас, двери наглухо закрыты, я никогда не видела их открытыми, и никаких опознавательных объявлений на его стенах и дверях нет никогда. Людям с богатым воображением предоставляется возможность для самых немыслимых фантазий.

И, наконец, очень красивое здание синагоги на углу Pender St. и Hеаtley Ave. Оно было построено в 1910 году в принятом тогда в Европе мавританском стиле – с узкими подковообразными окнами, прорезывающими 3 этажа главного и бокового фасадов. Украшенная старинными фонарями, синагога сама по себе является украшением городка.

Но… Или евреи не прижились в этом месте, или что-то другое помешало использовать здание по назначению, но оно не функционирует, как изначально было задумано.

Однажды я заглянула в зарешеченную прорезь бокового фасада и обомлела. День был серый и дождливый, как это бывает всегда в Ванкувере зимой. Внутри за стенами я разглядела в полумраке небольшой каменный дворик, окаймленный трехэтажным домом. Все это сооружение венчалось сохранившимся куполом синагоги.

Ни малейшего признака жизни, ни огонька. С трудом я рассмотрела шесть погруженных в полную тьму балкончиков этого дома – настоящий Haunted House.

Но однажды я увидела женщину с ребенком, входящую внутрь через дверь в главном фасаде.
“Неужели здесь живут? – подумала я. – Что можно увидеть с балкона даже в солнечный день? Стену?!”
На торце я увидела квадратные окна, очевидно, прорезанные, чтобы запустить в боковые комнаты свет и никак не сообразующиеся со стилем здания.

Почему нельзя было использовать это красивое здание как-то иначе – разместить там какой-то общественный центр, музей, библиотеку…

Кто согласился жить там внутри без света, воздуха и растений?

Как-то я разговорилась с женщиной, поливавшей клумбу на тротуаре перед зданием. Она живет здесь уже лет 50. Привыкла. Вот так.

Сейчас я часто вижу объявления о продаже домов в нашем городке. Когда-то, говорят, жителям их давали бесплатно – при условии, что они их реставрируют и покрасят в соответствующий цвет. Теперь цена этих домов зашкаливает за полтора-два миллиона долларов.

Здесь находится Украинский центр Ванкувера, где есть почти профессиональный хор и танцевальный коллектив.

На Саmpbell Ave. несколько месяцев тому назад после ремонта открылся Russian Hall.

В прошлом месяце здесь провели фестиваль “Дружбы народов” для жителей бывшего СССР. Дружба получилась. Думаю, что в следующем году этот фестиваль будет проведен опять. Надеюсь.

Здание это тяжелое, с массивным фасадом, на котором отсутствуют окна. Очевидно, оно должно было олицетворять мощь распавшегося позже СССР.

На фасаде изображена тройка русских людей. Сильный мужчина с крепкой шеей в военных сапогах играет на балалайке, рядом женщина тоже играет на балалайке (никогда не видела женщин, играющих на балалайке), на ней блуза грузинского типа с широкими рукавами и прибалтийская жилетка. У ее ног сидит красивый блондин в позе мечтательного Леля. Жаль, что этот светлый образ портят огромные сапоги. Так канадские художники представляют русских.

В Strathcona много мастерских художников и несколько студий. В 1997 году 45 художников и 3 студии распахнули свои двери для любителей искусства.

Так начался фестиваль Eastside Culture Crawl. Теперь он ежегодно проводится в ноябре. В этом году ему исполняется 20 лет.

Фестиваль длится 4 дня. Толпы людей, интересующихся искусством, бродят по городку из одного дома в другой.

Честно, живописные работы меня как-то не очень впечатлили. Работы наших одесских художников намного интереснее.

В прошлом году засмотрелась на одного мужчину. Картина была высотой около полутора метров. На розовом фоне в полный рост стоял очень интересный и мужественный male. Одет он был в белоснежную балетную пачку, а на голове у него была беленькая шапочка с заячьими ушками. Стоил этот замечательный мужчина всего 800 долларов. Я думаю, что сейчас он украшает спальню какой-нибудь леди, а, может быть, и не леди.

Возле дома, где я живу, есть студия с небольшой витриной. Экспозиция все время меняется. И таким образом мне удается созерцать шедевры этого заведения. Впечатлила лодочка (размер около 30 см), выдолбленная из куска дерева. На бортах были нарисованы цветочки. Чтобы люди не сомневались, что на днище тоже есть цветочки, лодочку поставили на зеркало. Стоил этот шедевр 700 долларов. Покупайте, не скупитесь!

А, вообще, посетить Eastside Culture Crawl все-таки стоит! В этом году он пройдет с 16 по 19 ноября.
Если погода будет хорошая, погуляете и откушаете вареников, голубцов  и борща, которые готовит наш Украинский центр. Других пунктов питания нет. Разве что на улице Hastings. Зато еда у нас в Украинском центре домашняя. Сами все лепим.

Добро пожаловать в наш городок!

Ирина Бодарева
Фото автора

Оставьте ответ