ОСТАНЕТСЯ ЛИ НА КАРТЕ БРИТАНСКАЯ КОЛУМБИЯ?

Выпущено на July 17, 2020 в Канада: вехи истории, ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ, Статьи.

Why do we have British Columbia? Why do we have to have this name when they’ve never paid for it.
Lawrence Paul Yuxweluptun

Волна антирасистских протестов, безусловно, не могла миновать и Канаду. Расистами объявили Джона А. Макдональда, первого премьер-министра Канады, Джона Дейтона, в честь которого был назван ванкуверский Gastown, капитана Джорджа Ванкувера…

Требования демонтировать памятники этим историческим личностям звучат все громче.

Еще можно понять мотивы обличителей Джона А. Макдональда – его считают основателем системы школ-интернатов для детей коренных народов. Детей тогда забирали из семей и насильственно «приобщали» к европейской культуре.

На Джона Дейтона – Болтуна Джека (Gassy Jack), открывшего в 1858 году первый в нашем городе салун – уже давно точит зуб ванкуверская организация Battered Women’s Support Services. Этот весельчак и повеса провинился в том, что взял в жены 12-летнюю девочку из индейского племени Squamish.

Непонятно, чем заслужил оскорбления в свой адрес отважный капитан Джордж Ванкувер, сделавший для морской картографии, возможно, больше, чем кто-либо в истории мореплавания…

Да, что памятники! Все чаще звучат голоса возмущения от представителей коренных народов по поводу данных европейцами-оккупантами географических названий.

В Онтарио, к примеру, “неблагонадежными” оказались названия двух городов – Vaughan (Вон) и Russell (Рассел).

Первый был назван в честь Бенджамина Вона, который родился на Ямайке и был дипломатом, политическим экономистом, торговцем и врачом. Но, кроме того, Вон был сторонником работорговли и сам владел несколькими сотнями рабов.

А Рассел был назван в честь Питера Рассела, беженца из Британии и канадского политика конца 18 – начала 19 века. Мистер Рассел отличается не особо лестной биографией, однако память о нем в последнее время всплыла как о человеке, который отказывался освобождать чернокожих рабов.

В последнее время ставится под сомнение и правомерность названий многих провинций Канады, да и самой страны.

Ведь что такое “Канада”? Это исковерканное слово “kanata”, означающее «поселение», «деревня», «земля», «край» на языке лаврентийских ирокезов. Это ли не проявление расизма! – считают борцы с оным.

Точно так же исковеркали названия провинций Саскачеван (на языке индейцев кри это звучало как “kisiskāciwani”, первопроходец Энтони Хендей “сплоховал” первым, произнеся название как “Keiskatchewan”); Онтарио (skanadario на языке ирокезов, что означало “прекрасная вода”); Манитоба (на языке индейцев кри это звучало как “manitou-wapow”; Квебек (“kébec” на языке индейцев оджибве)…

Названия других провинций звучат как новая версия европейских – New Brunswick (Новый Брансуик) и Nova Scotia (Новая Шотландия).

Alberta (Альберта), Prince Edward Island (Остров Принца Эдварда – еще ужасней! – по-прежнему носят имена королевских особ…

Ну, а теперь о Британской Колумбии.

Еще в начале этого года представители Wetʼsuwetʼen – индейцы, живущие на севере нашей провинции, в основном, на Bulkley River – затеяли дискуссию о том, кто имеет право давать названия землям, именуемым ныне как Британская Колумбия.

В феврале Николас (XEMŦOLTW) Клакстон и Джон Прайс, журналисты газеты “Victoria Times Colonist”, писали:

“Вожди и народ Wet’suwet’en считают, что нужно не только избавиться от колониального имени “Британская Колумбия”, но и дать понять всем жителям этой провинции, что земля, на которой они живут, по-прежнему принадлежит индейцам – ее никогда никому не уступили, она никогда никем не была завоевана”.

Нынешняя антирасистская волна, свергающая с пьедесталов Северной Америки Христофора Колумба, вновь возродила тему переименования Британской Колумбии.

По мнению протестующих, путешественник Христофор Колумб виновен в геноциде индейского населения. Дискуссия о его роли в американской истории ведется уже давно, и обвинения активистов в адрес Колумба не лишены оснований – он устраивал карательные походы против коренного населения Новой земли и на его счету десятки тысяч смертей.

Кроме того, считает ванкуверский писатель, бывший профессор Capilano College Кроуфорд Килиан, что название “Британская Колумбия” предлагает забыть, что индейские племена жили на этих землях задолго до появления на них европейских поселенцев, но зато прославляет английских колонизаторов и расиста Христофора Колумба.

“Пришло время переименовать Британскую Колумбию, – написал Кроуфорд Килиан 16 июня в издании “The Tyee”, – и это время – уже сейчас!”.

Каким же образом провинция получила свое нынешнее имя?

Что ж, первая часть названия действительно указывает на то, что эти земли были британской колонией.

Под контроль англичан они перешли после подписания Treaty of Oregon, Орегонского Договора, заключённого 15 июня 1846 года между Соединёнными Штатами Америки и Соединённым королевством Великобритании и Ирландии. Индейские племена в этом международном акте, естественно, не участвовали.

Граница между английскими и американскими владениями была проведена по 49-й параллели (при этом остров Ванкувер целиком остался за Великобританией).

Южная часть земель, перешедших под контроль англичан, называлась Колумбия – вслед за Columbia River, берущей начало в Rocky Mountains. Река, в свою очередь, была названа в честь судна “Columbia Rediviva”, на котором путешествовал американский мореплаватель Роберт Грей. Ну, а судно – нетрудно догадаться – назвали в честь злополучного Христофора Колумба.

Центральная часть нашей провинции называлась поначалу “Новая Каледония” (“New Caledonia”) – имя ей дал первооткрыватель Саймон Фрейзер.

В 1858 году королева Виктория объединила эти земли и, дабы избежать путаницы с Колумбией в Южной Америке и с островом Новая Каледония в Тихом океане, назвала свою новую колонию Британской Колумбией.

Впервые разговоры о переименовании провинции начались уже давненько, еще в 2008 году. “Генератором идеи” стал житель Виктории Бен Пайрес.

В 2016-м его активно поддержал ванкуверский художник Lawrence Paul Yuxweluptun в своем художественном проекте “Unceded Territories”.

В видеообращении Лоренс Пол говорит:

“Это наша земля. Это территория Первых Наций. Почему это должно быть Британской Колумбией? Почему наша земля должна носить их имя, если они за это никогда не платили? Эта земля, эта провинция принадлежит нам. Но нас держат заложниками в резервациях”.

Кстати, те, кто думает, что переименовать целую провинцию – это слишком громоздкий процесс и ничего у “революционеров” не получится, могут и ошибаться. Прецедентов – тьма. Тысячи канадских географических названий меняются ежегодно по различным причинам.

Онтарийский Kitchener, к примеру, когда-то назывался Berlin. Queen Charlotte Islands в нашей провинции в 2009 году были переименованы в Haida Gwaii.

Что же предлагается в качестве нового имени для нашей прекрасной Британской Колумбии?

Ну, например – Cascadia или New Cascadia. Среди читательских предложений, поступивших в 2018 году в газету “Vancouver Courier”, большой разброс – от Sasquatchia до South Alaska, от Chinook до Pacifica.

В любом случае, если до изменения имени провинции все же дойдет, это, конечно же, будет решать весь народ Британской Колумбии – и коренной, и “понаехавший”.

Photo: City hall of Victoria, BC

Photo credit: Julius Jansson

Оставьте ответ