АЛЬТИСТ ПОГРЕБНОЙ: “ЛЕГКОЙ МУЗЫКИ НЕ БЫВАЕТ”

Выпущено на November 13, 2014 в ART-Калейдоскоп.

site614 ноября в ванкуверском Orpheum Annex выступит Borealis String Quartet – струнный квартет, хорошо известный не только в нашем городе, но и далеко за его пределами. Возникший на базе UBC в 2000-м году, Borealis String Quartet объездил с гастролями практически все континенты. В составе квартета играет русский музыкант – альтист Никита Погребной, приехавший в Северную Америку из Санкт-Петербурга

– Расскажите о себе, Никита… Вы, наверное, родились в семье потомственных музыкантов?..
– Я родился в Санкт-Петербурге в семье… инженеров. Но в семье людей, очень любящих музыку. Мой папа в молодости играл на аккордеоне, на трубе, на пианино. Мама играла на фортепиано. Конечно же, они хотели, чтобы я тоже занимался музыкой. Сначала я играл на фортепиано, а, помню, когда мне было 7 лет, мама спросила: «А ты на скрипке играть не хотел бы?». Я, вообще-то,.. не хотел, но и маму огорчать не хотелось, поэтому я сказал: «Хорошо!». Вот так с тех пор и играю.

– Доигрались до того, что Вас пригласили на полный scholarship в Америку, в Кембридж…
– Это, честно говоря, был просто счастливый случай. Когда я заканчивал Санкт-Петербургскую консерваторию, к нам в город приехал с концертами и master-классами директор Longy School of Music, профессор Виктор Розенбаум – и я дал ему послушать кассету с записью моей игры. А потом получил от него письмо. Причем все случилось очень быстро – кассету я дал послушать где-то в апреле, а уже в мае меня пригласили в Америку.
Там же, в Америке, я начал играть в квартете с Patricia Lynne Shih, которая стала потом моей женой. Мы играли один год вместе в разных квартетах, а затем решили перебраться в Ванкувер. Andrew Dawes, тогда профессор UBC и первая скрипка знаменитого канадского Orford Quartet, предложил Patricia быть первой скрипкой в квартете UBC.

– А как же сложился ваш нынешний квартет – Borealis String Quartet?
– А это тоже была идея Andrew Dawes, он очень хотел создать на базе UBC новый квартет. Это он собрал нас вместе, он был нашим ментором и до сих пор следит за нашим творчеством.

– Какие произведения, в основном, в репертуаре квартета?
– Нам, в принципе, нравится исполнять произведения из разных эпох – от Гайдна до нашего времени. Много квартетов Бетховена в репертуаре, недавно мы завершили работу над циклом его последних квартетов. У нас много и современной музыки, музыки, написанной специально для нас композиторами из Канады и Тайваня. На одном из записанных нами CD мы играем аранжированную народную музыку из разных стран и эпох – но, в основном, там упор на китайской народной музыке. А второй диск – коллекция колыбельных. В их числе колыбельные Брамса, Чайковского, а также народные – американские, русские, французские, японские…

– Музыка русских композиторов в вашем репертуаре присутствует?
– Конечно. Мы очень любим играть струнные квартеты Шостаковича. И публике всегда это нравится.

– На Ваш взгляд, какой из старых композиторов наиболее сложен для исполнения на струнных инструментах?
– Хороший вопрос… Вы знаете, легкой музыки не бывает, я бы сказал, вся музыка требует серьезного и вдумчивого подхода. А  взять поздние квартеты Бетховена – это вообще  что-то особенное… Это такая глыба! Там так много слоев!.. И каждый раз, когда играешь, каждый раз получается что-то по-другому… Но в то же время его квартеты очень… интуитивны, я бы сказал.
Вообще, у всех этих старых мастеров – Гайдн, Шуберт… – в их музыке столько чувств! Каждая нота, каждая фраза имеет смысл. И вместе, все ноты образуют прекрасную картину, прекрасную духовную историю. И потому их играют снова и снова, и у каждого музыканта это получается эмоционально совершенно по-разному.

– Могу я предположить, что Ваш любимый композитор как раз Бетховен?
–  Да, мы любим играть Бетховена. Но и Шостакович – тоже наш любимый… Честно говоря, нашей любимой всегда становится музыка, над которой мы в данный момент работаем.

– Наивный вопрос, но… что делает исполнителя настоящим музыкантом?
– Безусловно, нужен талант – так же, как он нужен художнику, скульптору… И его постоянно нужно развивать, ведь все мы родились с разной мерой таланта. Но еще очень важно – уметь чувствовать, уметь видеть то, что ты делаешь – от начала до конца. Полную картину.
Когда слушаешь великого музыканта, великого мастера, в первые же 10 секунд понимаешь, что ты уже… обручен с его музыкой, с его игрой.

– Даете ли Вы сольные концерты?
– Квартет занимает очень много времени, это основная, доминирующая работа. Но иногда играю с симфоническим оркестром как солист.

– Какая страна наиболее запомнилась в ваших гастрольных турах?
– Зрители, они разные в каждой стране… Но, пожалуй, запомнился тур в Тайвань – на концертах была очень молодая аудитория. И это абсолютно другая энергетика, и ты ее чувствуешь, когда ты на сцене.

– Есть ли у Вас дети?
– Есть. Сын Николас, 7 лет. Уже на скрипке играет.

– Кто учителя? Родители?
– Да, и я его учитель, и Патрисия. И тетя Николаса тоже его учит…

– То есть, он-то как раз из музыкальной семьи выйдет… Насколько я знаю, Вы учите не только своего сына, у Вас есть и другие ученики. Какой главный совет Вы даете мечтающим сделать музыкальную карьеру?
– Слушать музыку. Чтобы постоянно звучала музыка. Хорошая музыка, в хорошем исполнении. Метод Сузуки, например, на этом и основан. И это хорошо. Потому что у маленьких детей в их возрасте все идет подсознательно.
Но только этого недостаточно. Знаменитый учитель Давида Ойстраха Петр Столярский сказал как-то: “Мне не нужны гениальные дети, мне нужны гениальные матери”. И это действительно очень важно, потому что маленькие дети сами  по себе заниматься не будут, нужно, чтобы кто-то был рядом.

– Вспомните Никиту Погребного времен учебы в консерватории. Что Вас вдохновляло – какие исполнители?
– Давид Ойстрах, конечно. И Яша Хейфец. Позже, когда я перешел на альт, Юрий Башмет оказал на меня большое влияние.

– Представьте, пожалуйста, читателям Ваших коллег-музыкантов из Borealis String Quartet. Вы – альт, из России…
– Yuel Yawney – вторая скрипка, он наполовину украинец, наполовину шотландец.
Patricia Shih – скрипка. Родилась в Канаде, родители ее приехали сюда из Китая.
Bo Peng – вилоончель. Он из Шанхая, но живет в Северной Америке уже лет 20.

– В следующем году квартету исполнится уже 15 лет. Каковы планы на юбилейный год?
– Каждый год, уже по традиции, мы ездим с выступлениями в Китай, Тайвань. Планируются выступления в Штатах, а в июле мы едем в Европу – в Италию и Германию.

– Как Вам живется в Ванкувере, Никита?
– Ванкувер – удивительное место. Вы знаете, из Ванкувера выходит очень много талантливых исполнителей. Это просто удивительно!

Музыканты Borealis String Quartet ждут вас на свой концерт 14 ноября, в 8 часов вечера, в The Orpheum Annex, по адресу 823 Seymour Street, Vancouver.
В программе прозвучат произведения Баха, Шуберта, Стравинского, Дворжака.

Билеты: $25 ($15 – для студентов).

Подробнее с творчеством квартета можно познакомиться на вебсайте www.borealisstringquartet.com

Ирина Донская

Оставьте ответ