Иммиграция – дело непростое, это мы все хорошо знаем. Иммигранты первого поколения очень часто работают тяжело, живут тяжело и просто надеются, что хоть детям будет лучше. И им, конечно, лучше, но душа-то и у нас еще живая – просит песен, просит страсти и радости. И особенно радостно и приятно видеть, когда люди воплощают в жизнь свою мечту, следуют своему желанию и стремлению, реализуют свой жизненный потенциал и приносят радость, красоту и вкус в окружающий мир.
Кафе Kanuck. Coffee в Северном Ванкувере открылось всего четыре месяца тому назад, я была там дважды – и каждый раз оттуда не хочется уходить почти никогда и почти никуда…. Я еще и кофе очень люблю, а для любителей и ценителей кофе Kanuck.Coffee – это просто рай на земле. Вот вы обратили внимание на название статьи? Если обратили, то спросите себя, а знаете ли вы, что это такое….
Поэтому нам захотелось познакомить и читателей «Ванкувер и Мы» с владельцами и душой этого предприятия – семьей СТОЯК.
Итак знакомьтесь.
Володя – отец семейства, инженер, работал и продолжает работать в компьютерной индустрии.
Катя – инженер-экономист, что помогает вести бухгалтерский учет и организовывать то, что требует организации, то есть – все…
Данил – старший сын, 22 года, студент-инженер UBC, принимает очень активное участие в семейном бизнесе: он взял на себя активную роль по рекламе, организации отношений с прессой, презентации в социальных сетях и даже оптовой продаже кофейных зерен. Кроме того, прекрасно смотрится за стойкой кофейного бара и делает отличный кофе.
Анна – ей 13 лет, она тоже работает в семейном бизнесе и относится к нему очень ответственно. Например, как-то раз, когда в кафе почти закончилось молоко, Катя попросила: «Нюша, сходи, пожалуйста, за молоком, так как, пожалуй, я не могу оставить кафе на тебя одну», на что Анна ответила: «Мама, а я не уверена, что я могу оставить кафе на ТЕБЯ одну…». Вот так вот- серьезная девочка.
Володя и Катя приехали в Британскую Колумбию 21 год тому назад совсем молодыми людьми, так что у них были все возможности развернуться и, к счастью для любителей кофе, они это сделали.
– Расскажите о себе, про то, как вы дошли до идеи кофе, откуда это взялось и как вы оказались здесь, в этом городе, стране, в этом месте и бизнесе?
Катя: – Мы приехали из Алма-Аты. Все получилось спонтанно, в то время из Казахстана был массовый исход всех, кто мог. Володя работал в иностранной компании, и эта идея исхода просто кружилась в воздухе.
– Какие у вас специальности? В Советском Союзе, ясное дело, получали высшее образование?
Катя: Володя – инженер-теплотехник, а я – инженер-экономист. На тот момент, когда Володя закончил институт, было понятно, что работать по полученной специальности он не будет. У него тогда уже было лет 5 опыта работы в IT-индустрии в иностранных компаниях, то есть это была его профессиональная среда. А я никогда по первой специальности не работала, поскольку вышла замуж, родила Данила, и почти сразу после этого мы уехали. Сюда мы приехали на той самой волне, когда можно было легко приехать специалистам в компьютерной индустрии, таким образом, весь процесс эмиграции, получения документов у нас прошел очень быстро и безболезненно, как и внедрение в местный IT-рынок для Володи. Я закончила здесь BCIT по специальности Marketing communication. Это очень интересная область, однако я поняла, что мой английский никогда не будет настолько идеальным, чтобы я могла легко конкурировать с местными специалистами в этой области. Я немножко помаялась, перебрав несколько специальностей и мест работы, и последние семь лет до открытия кафе работала в компании, занимающейся разработкой проектов для кораблей (naval architecture) в должности ассистента проектов.
– Так откуда же взялся кофе в вашей жизни? Откуда эта страсть?
Катя: – Страсть накрыла нас неожиданно (смеется), без какого-либо этапа подготовки к переменам – так же, как и с переездом в Канаду и многими другими вещами в нашей жизни. После того, как я перестала работать в офисе, я также перестала пить кофе. От слова “совсем”. Этот период в моей жизни совпал с зачатками кофейной страсти у Володи, и он решил взять “быка за рога”, то есть показать мне, что в мире имеется кофе, который стоит пить. Мы поехали в Италию на два с половиной месяца, из которых 6 недель прожили во Флоренции. Там же Володя записался в Moka Flor Academy…
Володя: – У меня свой взгляд на историю. Все началось с растворимого кофе Nescafe в Ванкувере. Потом этого стало недостаточно, захотелось чего-то большего, и я начал потихонечку для себя открывать разные виды кофе, разные места, способы приготовления и способы получать удовольствие от напитка и процесса. На самом деле, настоящий прорыв произошел, когда меня пригласили работать в Вашингтон IT-консультантом, и мы поехали туда жить. Район рядом с офисом был этакой Меккой маленьких кафе, где я, наверное, впервые в жизни попробовал по-настоящему хороший кофе. Так что любовь нагрянула задолго до Италии! И параллельно мы с сыном ездили 2 года подряд в Центральную Америку и видели процесс производства кофе: с разницей в год мы жили по месяцу в Гватемале и в Гондурасе. Процесс приготовления кофе – выращивание, начальная обработка, последующая обжарка и употребление – очень разнородный, и в него входят много этапов, оборудования и условий как натуральных, так и технически созданных. Мне, как технарю, это стало интересно. Когда мы были в Италии, точнее во Флоренции, я начал смотреть, где можно пройти курс по обжарке кофе. Причем неясно, была ли поездка в Италию спровоцирована интересом к кофе или наоборот. Все вышло стихийно, интуитивно. В итоге, нашел курсы на итальянском языке, но с переводом на английский. Многонациональная группа. Получил огромное удовольствие от пройденного курса, это дало толчок моему дальнейшему вниманию к этому замечательному напитку, и, соответственно, неопределенныe мысли о чем-то таком начали зреть. По возвращении в Канаду мы поняли, что кофейный рынок не требует большого начального капитала, купили нашу первую обжарочную машину и начали экспериментировать. Вот это моя история о нашем пути в кофейный бизнес, в дополнение или в контраст к Катиной. Еще есть теория нашего сына о том, что у родителей попросту случился кризис среднего возраста, и их понесло в неизведанное.
– Это ваш первый бизнес?
Володя: – Нет, у меня есть IT компания, и я продолжаю в ней работать. Кофе до сих пор является для нас хобби, потому что пока не приносит денег, однако положительная тенденция имеется.
– Ваше кафе находится в office sharing space. Расскажите, как работает эта идея, то есть это огромное помещение, очевидно, принадлежит не только вашему кафе – правильно?
Катя: – Правильно, здесь 2 этажа, они принадлежат арендодателям, которые сдают помещение. Мы занимаем кофейную стойку и переднюю часть помещения. Именно так и планировалось в самом начале хозяевами офисного пространства – сдать это пространство под кофейню.
Володя: – На самом деле, эти shared offices популярны, но подобные помещения были вначале рассчитаны на большие компании, а когда началась эра стартапов, это приобрело сегодняшний вид и дух. Основное – это, конечно, клиентская база, так как сюда постоянно приходят люди работать и встречаться с партнерами, здесь проводятся выставки, небольшие собрания и так далее, ну и, соответственно, хороший кофе в таких ситуациях совсем не лишний.
Познакомился я с владельцами этого shared offices в 2008 году. Тогда я как раз снимал у них помещение для своей компании. Когда мы начали увлекаться кофе, случайно встретили одного из них здесь, в Северном Ванкувере, и организовали в здешнем офисе встречу специалистов по обжарке кофейных зерен. После чего нам предложили открыть кофейню в их офисах. Это предложение застало нас врасплох – тогда мы и не думали ни о каких стационарных кафе. Опять же, как много делалось в нашей жизни, решение было принято спонтанно, по принципу “почему бы и нет”. В пятницу приняли решение, в субботу закупили все, что нужно, а в воскресенье открылись. Так началось наше недолгое, но очень ценное приключение с открытием и ведением бизнеса в Downtown Vancouver. На тот момент у нас не было вообще никакого опыта, и мы даже не подумали о необходимых лицензиях. Естественно, через два с половиной месяца к нам пришли с проверкой и немедленно закрыли. Но зато за эти два с лишним месяца у нас появились постоянные клиенты, небольшой опыт, очень положительные отзывы и желание продолжать. Общение с людьми, разбирающимися в вопросе хорошего кофе, помогло стать более уверенными в себе и удостовериться, в том, что мы действительно можем этим заниматься.
В Ванкувере нас закрыли, но остановиться уже было сложно, и мы начали думать про Северный Ванкувер. Здесь получить лицензии было гораздо проще, чем в деловой части города – Downtown Vancouver. Процесс все равно сложный, на все потребовалось месяца 4. В начале мая этого года мы открылись.
– А что происходит в этом офисном пространстве?
Катя: – Здесь происходит много всего интересного – например, есть постоянно действующая галерея, которая, кстати, принадлежит совсем другому человеку. Так что в этом помещении, как видите, представлен образец симбиоза трех совершенно разных бизнесов.
С нашей стороны, мы устраиваем небольшие выставки на выходные дни. Была выставка “Чудо жизни” замечательной фотохудожницы Ани Родионовой (Anna Alexander Photography), выставляли картины детей с диагнозом аутизм.
Кстати, дети-аутисты – это такой совершенно потрясающий мир. Когда я предложила Лене Наум Лерой (Перельман) помощь с ее идеей о создании группы “On the Spectrum” для таких детей и их родителей, я и не предполагала, насколько на самом деле широк спектр
этого диагноза. А дети эти (а мы привлекаем к проекту семьи именно с детьми-аутистами) обладают совершенно волшебными талантами. У нас есть восьмилетний мальчик, фактически невербальный, общается посредством смеси 15-20 русских и английских слов. А на его картинах вы найдете целые предложения, написанные на русском языке – научился писать сам с помощью компьютерной программы. Есть талантливейшая девочка 17 лет – рисует и пишет абсолютно фантастические картины и рисунки и в очень разной технике. И никто ее никогда не учил рисовать.
Работы этих детей настолько нас вдохновили, что мы выпустили специальную партию зерен, на пачках которой представлены эти картины. 40% от продажи этих зерен идет в некоммерческий фонд “On the Spectrum”, цель которого – создание сообщества поддержки для детей-аутистов и их родителей. Купить этот кофе можно в нашем кафе и на нашем сайте www.kanuck.coffee.
Сейчас зреет еще одна прекрасная идея в совершенно новом для нас формате. Если все пойдет, как запланировано, то в конце октября идея должна быть воплощена. Следите за анонсами в социальных сетях, как говорится.
Володя: – Мне хотелось бы превратить наше кафе в социальный клуб, чтобы люди могли приходить и узнавать что-то новое, делиться чем-то и получать удовольствие как от общения, так и от напитков, которые мы предлагаем.
– Попробуйте мне за 5 минут объяснить, в чем заключается ваша работа. Ее основные этапы.
Катя: – Мы ищем поставщиков, выбираем сорта, закупаем зеленый кофе. Кроме того, мы еще и обжариваем зерна, которые продаем и используем, поэтому кофе у нас всегда свежайший! Постоянно экспериментируем, стараемся регулярно обновлять кофейное меню. Бывает, что в день у нас 8-9 разных сортов кофе на любой вкус.
Мы также предлагаем замечательные мастер-классы по дегустации и приготовлению кофе. Классы эти всегда очень живые, интерактивные, с обсуждениями, спорами, шутками, каждый пришедший обязательно узнает для себя много нового о кофе и уходит с кучей практических знаний, применимых каждый день, и с пробной пачкой кофе, лично выбранным в процессе дегустации.
– А как вы понимаете, что кофе хороший на стадии сырья?
Володя: – Прежде чем покупать большую партию, мы покупаем полкило. Есть определенный метод обжарки, который показывает потенциал зерен. Плюс, можно оценить на глаз зеленые зерна с точки зрения их целостности и свежести. Это мы делаем постоянно, круглогодично. Из всех стран мира. Этим занимаюсь я.
Катя: – Далее, это маркетинг, когда продукт приходит в кафе. Этим занимается наш сын Данил. Он учится на инженера, однако, к нашему удивлению, не отказался помочь и занимается этим очень успешно. Бухгалтерия, отчетность и human resources лежат на мне – я же экономист, значит, мне “и карты”, то есть деньги в руки.
Володя: – В любом случае, когда бизнес начинается, все выполняют множество задач. Сложно организовать все так, чтобы было слаженно и гладко сразу.
– Как давно вы вместе, Катя и Володя?
Катя: – Страшно подумать – 23 года!
– У вас есть какие-то общие интересы, вы что-то делаете вместе, кроме кофе?
Катя: – Почти все мы делаем вместе. Ничего особенного, обычный West Coast Lifestyle. Катаемся на лыжах и досках (snowboards), байдарки – прекрасная вещь, ходим в походы, стараемся не пропускать интересные культурные события в городе, хорошее кино любим, интересных людей любим очень. Любим путешествовать по окрестностям и по миру. В этом, конечно, после открытия бизнеса помогает Данил, который “прикрыл все тылы”. В июне, буквально полтора месяца после открытия, мы уехали на 3 недели в Казахстан, и на это время кофейней занимались наши сотрудники-студенты, а Данька, кроме того, держал общий надзор по кофейному хозяйству. В итоге все справились. Молодцы! Не без нашей постоянной с ними связи, конечно.
– Вернемся к кофе… Скажите, а поставки одного и того же сорта кофе отличаются из года в год – так же, как вино?
Катя: – Да. Параллель с вином проведена точно. Погодные условия здОрово влияют на конечный продукт. Например, недавнее извержение вулкана на Гавайях попортило урожай 2018 года.
– А теперь расскажите мне что-то необычное про кофе, что никто не знает. И какой самый необычный кофе вы можете подать?
Володя: – Ну, на самом деле то, что люди знают или не знают – это вещь относительная. Некоторые вообще считают, что кофе растет в Италии. Люди часто не знают, что кофе – это ягода, похожая на вишню. Кроме того, что можно пить кофе из зерен, можно еще и пить чай из ягод. И на данный момент я не нашел в Ванкувере места, кроме нашего, где это возможно – наверное, это у нас самое необычное.
Катя: – Но этот чай весьма странный на вкус. Чай с явным и сильным привкусом кофе. Он, конечно, слабенький, хотя там кофеина ого-го сколько, но мозг “разрывает” когнитивный диссонанс, то есть на вид – чай, а на вкус… Но очень интересно.
Володя: В основном, мякоть кофейных ягод используется как удобрение. Недавно на Гавайях появилась компания, которая добавляет их в сок. Вместо энергетической добавки искусственного химического приготовления.
Ну, а в приготовлении непосредственно кофейных напитков нет предела фантазии, то есть это творческий процесс. Данил все время изобретает новые рецепты. Одним из таких новшеств стало добавление в холодный кофе замороженного винограда вместо льда. В итоге эксперимента стало понятно, что люди с удовольствием выпивают кофе, а затем и съедают виноград, и сам кофе не становится водянистым, как при добавлении обычного льда
Буквально на днях экспериментировали с Goth Latte – латте, приготовленный с порошком активированного угля. Очень и очень приятен на вкус и радует глаз. Кроме того, естественно, обладает всеми положительными свойствами активированного угля. Готического латте пока нет в официальном меню, но если вы придете в наше кафе и спросите о меню секретном, то мы вам этот напиток приготовим.
Часто люди не уверены в выборе, тогда мы помогаем им, кастомизируем напитки, спрашиваем, что им в принципе нравится и пытаемся придумать или подобрать напиток, который придется по вкусу. Это помогает и самим учиться.
– Что бы вы хотели донести до нашего читателя?
Володя: – Наверное, хотелось бы сказать, что культура кофе очень богатая, и, если что-то можно вынести из этого всего, это то, чтобы люди стремились и не боялись пробовать разное. Я перестал говорить, что вот это плохой, а это хороший кофе, потому как кофе – дело субъективное, на вкус и цвет, как говорится….. Не зацикливайтесь на определенном месте, пробуйте разные сорта и разные регионы.
– Ну и главный вопрос: так кофе полезен или вреден?
Катя: – В данном случае – кто во что верит, то и правильно (смеется).
Володя: – Все полезно в меру. Я пришел к выводу, что любое дело должно занимать время, в том числе и приготовление кофе. И когда ты видишь, что для того, чтобы выпить кофе, ты прилагаешь к этому усилие, ты начинаешь его по-другому воспринимать и получать от него удовольствие. Тогда он полезный.
– И самое главное, как я поняла, не торопиться…
Kanuck.Coffee
120 Lonsdale Ave, North Vancouver
С владельцами кафе, семьей Стояк беседовала Юлия Барсель