Сейчас никого уже не нужно убеждать в том, что занятия музыкой необходимы каждому ребёнку. Даже вынося за скобки основное предназначение музыки – доставлять её любителям самое утончённое и глубокое духовное наслаждение, её другие, не эстетические плюсы разнообразны и неоспоримы.
Многочисленные научные исследования в один голос говорят о том, что занятия музыкой в раннем детстве значительно ускоряют развитие всех интеллектуальных способностей ребёнка и дают психологическое равновесие. Ведь для игры на скрипке, фортепиано или кларнете необходимы хорошо развитая память, внимательность, умение слышать, контроливать и оценивать себя, необходима также координация разнообразных моторных движений и умственных операций. А выступление ребёнка на концерте требует от него сосредоточенности, самодисциплины, и воли. Не удивительно, что те, кто занимается музыкой, лучше учатся в школе, легче и скорее запоминают, умеют общаться и держать себя в обществе; они более организованны и достигают больших успехов в жизни.
Для большинства родителей вопрос состоит не в том – учить или не учить детей музыке. Их волнуют другие проблемы: в каком возрасте лучше всего начинать? как найти хорошего учителя? есть ли у ребёнка способности? как выбрать подходящий инструмент?
Начнём по порядку. В вопросе об оптимальном для начала музыкальных занятий возрасте двух мнений быть не может: чем раньше, тем лучше. Речь идёт, конечно, не об уроках фортепиано, скрипки или флейты. Начинать учиться играть на музыкальных инструментах лучше всего от 5 до 7 лет. А посещать груповые занятия общего музыкального развития ребёнок может значительно раньше – в 4, в 3 и даже в 2 года.
Существуют различные программы и методы, развивающие чувство ритма, звуковысотный и динамический слух, умение двигаться под музыку, координацию движений. Хотя я всегда предпочитал систему Карла Орфа, любая другая программа (кстати, элементы Орфа используются сейчас практически во всех подобных курсах) принесёт ребёнку большую пользу, радость и облегчит дальнейшее обучение игре на любом музыкальном инструменте.
Здесь, однако нужно сделать одну оговорку. Речь идёт о груповых занятиях именно общего музыкального развития. На таких уроках дети слушают музыку, двигаются под музыку, поют, играют в музыкальные игры; из музыкальных инструментов используются лишь самые простейшие, не требующие сложных навыков: барабанчики, бубны, металлофоны и т. п. Системы же групового обучения игре, к примеру, на фортепиано Ямаха или скрипке, флейте Сузуки, возможно, и приобщают детей к музыке, но одновременно препятствуют воспитанию правильных приёмов игры, приводят к зажатости рук и сильно тормозят дальнейшие инструментальные успехи ученика.
Кажется, самое время поговорить об учителе. Итак, вы решили отдать своего ребёнка учиться игре на скрипке, фортепиано или виолончели. Как найти учителя, который привьёт любовь к музыке, поможет добиться высоких результатов и, к тому же, сделает так, чтобы ребёнок ваш шёл на урок с удовольствием?
Есть два основных критерия, которые помогут вам найти такого учителя. Первый – это должен быть хороший профессионал. Второй, не менее важный, – это должен быть человек, любящий детей.
Сначала о профессионализме. Казалось бы, что может быть очевидней? Для того, чтобы хорошо учить, учитель должен досконально знать, быть «виртуозом» того дела, которому учит. Учитель игре на скрипке должен быть хорошим скрипачом, учитель фортепиано – отличным пианистом, а учитель живописи никак не может быть дальтоником. Тем не менее, бытует мнение, что можно хорошо учить, к примеру, игре на рояле не будучи самому хорошим профессиональным пианистом.
Хотел бы я видеть, как вы доверите операцию своего ребёнка хирургу, который с трудом держит в руках скальпель. Конечно, ошибки учителя не так заметны и опасны, как ошибки хирурга, но, в конечном счёте, они тоже причиняют немалый вред. И дали ход упомянутым заблуждениям именно те учителя, которые не могут похвастаться виртуозным обращением с инструментом, игре на котором они учат других.
Существует и другое заблуждение: для начинающего студента совсем не обязательно искать какого–то особого, высоко профессионального педагога. «Вот если мой сын проявит интерес и способности к игре на скрипке, тогда уж мы купим и инструмент получше, и учителя найдём познаменитей», – рассуждает мама ребёнка.
Но как, к сожалению, часто ни интереса, ни особых способностей так и не обнаруживается. И виноват в этом чаще всего не ученик. Правильное направление в самом начале обучения – это половина дела! А указать это направление может лишь тот, кто имеет ясное представление обо всём пути, вплоть до высших ступеней исполнительского мастерства. Пьески 1–го класса, сыгранные коряво и неумело, никоим образом не приближают виртуозного исполнения этюдов Шопена и Листа.
Можно, конечно, понять мотивы родителей, желающих не обделить своих детей возможностью образования и не имеющих достаточно средств. Но даже небольшие деньги, просто выброшенные на ветер, не говоря уже о случаях, когда обучение даёт обратный желаемому эффект, – это ли не самое большое расточительство?
А найти хорошего, профессионального педагога не так уж сложно. Слухом земля полнится. Если преподаватель выступает в качестве исполнителя, аккомпанирует своим студентам на концертах и конкурсах, играет на уроках, показывая студенту тонкости исполнения – это уже указание на его исполнительскую форму, профессиональное умение и приверженность своему делу. Ну, и, конечно, постоянство успехов и достижений учеников говорят о многом.
Теперь о другой стороне медали. Чтобы быть хорошим преподавателем фортепиано (скрипки…), совершенно необходимо быть хорошим пианистом (скрипачом…). Но не всегда и отличный пианист автоматически становится педагогом с большой буквы. Возможны две причины: или он не любит преподавать, или он не любит детей. Причём, учитель, не любящий своих учеников, может добиваться с ними (я бы сказал – от них) неплохих результатов. Вопрос, однако, в том, каким путём эти результаты достигнуты и сколь долговременны успехи. Ведь любви к музыке такие «учителя» никогда не воспитают.
Любить своих учеников – не значит сюсюкать и заигрывать с ними. Любить учеников – значит искренне хотеть, чтобы они научились, искренне желать им успеха, радоваться их таланту, их достижениям, и, может быть, самое главное – видеть в каждом возможности роста.
До сих пор помню музыкального работника детского сада, в который я ходил, женщину удивительной доброты, почувствовавшей по каким-то ей одной известным признакам мою склонность к музыке и говорившей уже тогда, а мне было 4 года, что я стану пианистом. Я и сейчас иногда мысленно вижу её смутный образ, особенно когда играю, и приятное тепло спокойствия окутывает меня. Я называю её своей доброй феей.
К слову о феях, была в моей жизни и «злая фея». Как это ни удивительно, но именно первая учительница, которая руководила моими первыми шагами на рояле, и вызывает у меня такую ассоциацию. Она, вероятно, была такого же возраста, как и моя добрая фея, но мне казалась старухой. Всегда мрачная, жалующаяся моей бабушке на жизнь, в большой, неприятно пахнущей неуютной квартире, она производила на меня гнетущее впечатление. К тому же она не уставала повторять, что я никогда не поступлю даже в музыкальную школу.
Справедливости ради надо сказать, что это моё единственное неприятное воспоминание, связанное с музыкой и учителями. Вера моей доброй феи и всех моих последующих замечательных учителей оказалась значительно сильнее одного мрачного эпизода. Хотя, кто знает, может быть, всё могло сложиться ещё лучше, если бы моя первая учительница тоже оказалась доброй феей.
Виктор Шевцов
Vitta Academy Music & Arts
Vitta Piano Young Stars Academy