Разрыв между средней зарплатой работников и доходами самых высокооплачиваемых генеральных директоров Канады в 2024 году достиг рекордного уровня, говорится в новом отчёте, авторы которого призывают повысить налоги для самых богатых.
Среднее вознаграждение 100 самых высокооплачиваемых CEO в 2024 году составило $16,2 млн, превысив предыдущий рекорд в $14,9 млн, зафиксированный в 2022 году, говорится в отчёте, опубликованном Канадским центром альтернативной политики (Canadian Centre for Policy Alternatives – CCPA).
Рекордные доходы руководителей привели к росту неравенства: средняя зарплата этих 100 CEO была в 248 раз выше, чем доход среднего работника в Канаде, что также превысило предыдущий рекорд – 246 раз в 2022 году. Для сравнения, десять лет назад руководители зарабатывали «всего» в 184 раза больше среднего работника.
«Богатые живут на широкую ногу, в то время как обычные канадцы с трудом справляются с инфляцией», – заявил старший экономист CCPA Дэвид Макдональд.
В среднем в 2024 году топ-менеджеры зарабатывали $7,812 в час, что позволило им получить годовой доход среднего работника – $65,548 – уже к 9:23 утра 2 января.
Вознаграждение руководителей всё чаще зависит не от базовой зарплаты, а от прибыли и выручки компаний, поэтому успешный год для корпоративной Канады способствовал установлению нового рекорда. Согласно отчёту, корпоративная прибыль в Канаде в 2024 году составила $630 млрд – значительно выше допандемийного уровня в $400 млрд, хотя и ниже рекордного 2022 года, когда прибыль достигла $668 млрд.
Часть роста объясняется расширением рынка, но он также связан с увеличением маржи из-за повышения цен компаниями, отметил Макдональд.
«Каждая компания говорит: “Мы просто покрываем издержки, мы ничего на этом не зарабатываем”». Но это откровенная неправда. Корпоративная Канада получила огромный рост прибыли в результате инфляции».
Хотя полных данных за 2025 год пока нет, он также, по словам Макдональда, выглядит прибыльным, несмотря на торговые трения. По его мнению, прошлый год, вероятно, станет новым историческим максимумом по прибыли, а также может принести новые рекорды по оплате труда CEO.
В 2024 году самым высокооплачиваемым CEO стал глава Shopify Inc. Тоби Лютке, который получил $205,5 млн совокупного вознаграждения. Вся эта сумма была связана с акциями и опционами, поскольку его базовая зарплата составляет всего $1. Среди других высокооплачиваемых руководителей – Джей Хенник, глава Colliers International Group Inc. ($70,3 млн), Патрик Довиджи из GFL Environmental Inc. ($67 млн) и Гленн Чаманди из Gildan Activewear Inc. ($36,9 млн).
В то же время Рено Броссар, вице-президент по коммуникациям аналитического центра MEI, отметил, что самые высокие доходы CEO не отражают общую картину оплаты труда в стране.
«Беря столь малую выборку и только из наиболее успешных компаний, CCPA фактически подбирает данные под выводы, которые хочет сделать».
Броссар отметил, что данные Статистического управления Канады показывают: средний доход штатного старшего менеджера (в эту категорию входят как CEO, так и генеральные менеджеры) в 2024 году составил $191,424, тогда как средний доход штатного работника – $76,244. По его словам, соотношение примерно 2,5 к 1 было бы более корректным сравнением.
Однако отчёт CCPA и предлагаемые в нём меры направлены именно на крайнее богатство очень узкого круга людей.
Макдональд считает, что с учётом растущего разрыва между самыми высокими доходами и средней зарплатой Канаде стоит рассмотреть введение более высоких налогов для них – либо налога для миллионеров, либо налога на богатство.
Налог для миллионеров означал бы немного более высокую ставку на доходы свыше одного миллиона долларов. Макдональд отметил, что сегодня максимальные предельные налоговые ставки составляют около 50% (в зависимости от провинции), тогда как в 1950–1960-е годы они доходили почти до 80%.
Налог на богатство в размере 1% для лиц с чистыми активами свыше $10 млн и 3% для активов более $100 млн мог бы приносить более $20 млрд в год.
Повышение налога на доходы было бы значительно проще в администрировании, чем налог на богатство, однако, по словам Макдональда, правительству не стоит отказываться от рассмотрения и этого варианта.
Вместе с тем недавняя и наиболее заметная попытка изменить налогообложение для богатых продлилась недолго из-за серьёзной критики. Решение бывшего премьер-министра Джастина Трюдо увеличить долю прироста капитала, облагаемого как обычный доход, до двух третей вызвало резкое недовольство, особенно в технологическом секторе, где утверждали, что это снизит конкурентоспособность Канады. Премьер-министр Марк Карни отменил эту меру в марте прошлого года. Менее масштабная мера 2021 года, ограничившая налоговые льготы для самых состоятельных, остаётся в силе. Она ввела потолок на объём доходов от опционов на акции, которые можно вычитать из налогооблагаемой базы. Однако это привело к переходу на прямые выплаты акциями, отметил Макдональд.
Он добавил, что хотя повышение налога на прирост капитала касалось бы только тех, кто зарабатывает более $250,000 в год, слишком многие восприняли это как угрозу лично для себя – чего, по его мнению, не произошло бы в случае налогов, нацеленных исключительно на самых богатых.
«Налог на богатство или налог для миллионеров – это способ заставить людей, у которых денег значительно больше, чем им необходимо, финансировать базовые услуги, в которых нуждаются все остальные, при этом исключив из-под действия налога подавляющее большинство населения».









