ПРЕМЬЕРА СОСТОЯЛАСЬ!

Выпущено на January 17, 2023 в ART-Калейдоскоп, ОБЩИНА, Статьи.

У театра Палме новый большой серьезный спектакль – психологически сложная пьеса Генрика Ибсена “Гедда Габлер”. 

Действие происходит в конце далекого 19 века в Норвегии В центре Гедда – дочь генерала Габлера. Отец дал ей вполне аристократическое воспитание, достаточное образование, но не оставил средств для поддержания ее вкусов и привычек. 

Сказать о Гедде, что она красива, что она страстная и глубокая натура, что она яркая индивидуальность, – это значит не сказать ничего. Это всем видно, это все знают. Гедда в любом проявлении первая, высшая. Иного не признает. И готова платить за это. Она царит в компании молодых мужчин, влюбляет в себя, влюбляется сама и мысль ее искрится   дерзкой мудростью и новизной, что вдохновляет ее брутального, свободного и сильно пьющего избранника на создание блестящей книги-бестселлера.  

Что-то пошло  не так, конфликт  повергает в отчаяние и они расстаются,  и чтобы закрепить это расставание она выходит замуж за порядочного скучного ученого из этого же круга. Замужество и предположительный достаток обещают ей  ту дополнительную свободу, о которой она мечтает. 

Но замужество, как последняя инстанция, разочаровывает и погружает сознание в пучину отчаяния.Она понимает, что ошиблась. Рядом человек, к любви явно не расположенный, пресный, скучный, вечно суетящийся и занятой. К тому же и достаток под большим вопросом.  Все  вроде бы ведет к созданию среды благополучной,  среды комфорта, красоты, Но так все кругом предсказуемо  и серо – никакого праздника жизни и мысли. 

Досада и отчаяние рождают образ – он новаторски показан в виде феи-химеры, рожденной подсознанием, и сам человек уничтожает все вокруг – свой комфорт, чужое счастье, гармонию привычек и, наконец, самого себя.

Конфликт отдельной женской судьбы стал конфликтом целого поколения  Серебряного века, когда женщина  захотела стать творцом или Музой творца.  Творцов на всех явно не хватало, и в Музы не пускали родители и мужья. Общество лихорадило, женщины  хотели царить, а не тихо и скучно служить семье. Кто-то кидался в сомнительные объятия, кто-то порывал с семьей, кто-то даже вступал на опасный путь терроризма. Гедда стала этаким пленительным символом для тысяч женщин. Ибсен уловил запрос времени. Но развязанная тогда война быстро притушила эти помыслы и отправила дам в лазареты, где было уже не до Музы. Настоящие страдания, боль и кровь  оказались отрезвляющими. 

В спектакле, как кружевное полотно, неприметно сплетается клубок трагических событий, которые никто не желает предотвратить, а только усугубляет. С каждым действием образ химеры подсознания становится все опаснее. И герои послушно  подставляются под трагический исход. 

Зрители погружаются, втягиваются  в события и судьбы героев. Помогают этому и талант актеров, и сценические новации, и легкая динамичная декорация, когда все качается, колышется  и зыбко, и, конечно, музыкальные вступления,  гармоничные и усиливающие тревогу. Спектакль хорошо и продуманно поставлен. Наверно, интересно было бы сходить еще раз на последнее представление и посмотреть, как меняется в мелочах канва действия. 

Олег Палмэ был бы счастлив, увидев, в каком хорошем состоянии он оставил труппу, и как бережно  эти молодые ребята воплощают на сцене его помыслы и сны…

СПАСИБО ВАМ! 

Театр ПАЛМЭ покажет этот спектакль еще три раза – 22, 29 января и 5 февраля. Время – 6 часов вечера. Зал тот же – Русский центр на 4 авеню (2114 WEst 4 Avenue, Vancouver).
Билеты при входе или: palmetheatre.com

Татьяна Повидайло 

Фото Виктории Яковлевой

Оставьте ответ