Международная ассоциация кошек (TICA – The International Cat Association) провела 12-13 августа в Langley очередную выставку кошек.
Рассказать о закулисье подобных выставок мы попросили специалиста по кошкам, судью-эксперта (Approved All Breed Judge) Алекс Маринец
– Алекс, с чего, интересно, началась Ваша “карьера” эксперта по котам-кошкам? Помните ли опыт первого судейства?
– Я приобрела котенка породы рэгдолл и стала показывать его на выставках – кстати, первая для меня выставка как раз состоялась в Langley. После первого же дня я подумала, что это скучновато – сидеть рядом с моим котенком целый день, и я решила что хочу стать клерком на выставке (по сути, незаменимый помощник судьи – ред.). Потом у меня появились котики, которых я сама произвела, и кто-то спросил меня, не хочу ли я стать судьей. И я начала потихоньку готовить все, что требовалось для подачи документов для судейской программы.
Программа на судейство долгая (у меня заняло 7 лет с момента «я хочу» до момента «я стала судьей самого низшего ранга») и достаточно сложная. Моя первая выставка, где я выступила в качестве судьи, состоялась в городке Солихал, в Англии, в январе 2014 года. Опыт был потрясающий – такой почет! По-моему, немногих приглашали так далеко от дома. Там выставки проходят немного по-другому – судьи судят 2 дня, но животные не всегда одни и те же, и количество животных на выставках значительно больше чем тут, то есть надо всегда следить за временем. Я справилась, все прошло отлично.
– Как часто Вас приглашают на судейство?
– Мы, как судьи, не имеем права искать судейские приглашения – то есть как часто приглашают, зависит от того, как ты судишь и на сколько поездок ты согласен. До пандемии у меня были месяцы, когда я судила каждые выходные… Иногда летишь в Англию в пятницу, 2 дня выставки, полет домой – и прямо на работу.
Наша организация интернациональная, моя квалификация также позволяет быть экпертом в других ассоциациях, то есть сужу я по всему миру и не только в ТИКА. Судила в Китае (часто, иногда 2 раза в месяц), Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Мексике, в Европе (Англия, Бельгия, Нидерланды), в Канаде, Америке – все зависит от того, какие клубы фелинологии приглашают.
В прошлом за год “налетывала” около 150000 миль… Сейчас я поняла, что мне нравится судить меньше, отказываю достаточно часто. Например, если приглашающий клуб не очень-то заботится о судьях, я второй раз приглашений не принимаю… После того, как провел столько времени в полетах, не хочется, чтобы тебя «забыли подобрать» в аэропорту или забыли покормить. Как моя коллега говорит, мы должны написать книгу под названием «Жизнь судьи кошек – аэропорты, в которых меня забыли подобрать».
Самые лучшие страны, где тебя как королеву принимают – это Китай, Австралия и Новая Зеландия, Бразилия и Мексика! Но то, как встречали в Китае – такого нигде не было!
– Вы – как судья – обязаны разбираться абсолютно во всех кошачьих породах или каждый судья специализируется лишь в определенных породах? Наверное, невозможно знать все?
– Да, я судья, который может судить все породы кошек, даже те, которые, например, в нашей ассоциации не признаются, но в других – да. Но это тоже долгий процесс. Начинаем мы как судьи, которые могут судить длинношерстных отдельно от короткошерстных, потом их можем вместе судить, а потом получаем типа эквивалент «тенуры», который означает, что мы также можем тренировать новичков и быть ментором для новых судей… Это все требует определенного числа выставок, экзаменов и много-много труда.
Мы также каждый год сдаем экзамен из 40 вопросов, и можно слелать только одну ошибку. Наша организация – самая сложная для судей и с самыми сложными требованиями, но зато мы имеем право судить во всех странах и даже во всех организациях, которые нас приглашают. Например, месяц назад я судила в Австралии (там нет нашей организации) – и там было ну минимум 2 породы, которых в моей организации нет. Там даже система другая, но это не проблема.
Да, когда я стала судьей, было 68 пород признанных, сейчас уже больше, поэтому у нас и происходят все эти экзамены, семинары, конференции!
Кстати, на один из экзаменов для поступления на судейство я потратила более 380 часов (экзамен сдается дома, и можно искать любую информацию где угодно). Таких экзаменов сдается 3-4, чтобы дойти до уровня, на котором я сейчас. Очень все строго… Это иногда кажется самым сложным образованием, которое у меня когда либо было – а у меня, вообще-то, PhD in Natural Sciences в Университете Вены, сданный на немецком языке.
– Есть ли какие-то базовые приметы “качества” для всех пород или каждая по-своему уникальна?
– Есть требования для всех пород – здоровье, темперамент, баланс, но, конечно, каждая порода уникальна и все написано в стандарте породы. Имеются также общие правила – например, хвост должен быть прямым (за исключением некоторых пород – как бобтейлы, к примеру). В нашей организации нельзя смешать две породы для получения новой (пример – как у собак лабрадудль, такое невозможно, надо иметь более 3 отличий не из оригинальных пород). Мы судим по стандарту породы, который контролируется заводчиками этой породы – от них зависит, как меняется стандарт и как он написан. То есть я не имею права на персональный выбор – даже если мне не нравится какая-то порода, я все равно сужу по стандарту.
– На выставке в Langley, насколько я знаю, в первый день были одни судьи, на следующий – другие… Это чтобы не произошло ошибок? Или чтобы… не “подсуживали”?
– Судейство субъективно. Просто потому, что мы все по- разному интерпретируем стандарты. Какие судьи приглашены – зависит от клуба, который организовывает выставку. Те же, что выставляются и кто много лет это делает, как правило, знают, какие судьи «любимые» – и от этого зависит, сколько хозяев привезут на выставку своих хвостатых.
Есть регионы, в которых всегда одни и те же судьи, потому что их там много и это просто дешевле. В нашем регионе это не работает, так как у нас мало локальных судей (тех, что приезжают на машинах), у нас многие прилетают. Например, мой клуб всегда пытается иметь одного судью с другого континента, чтобы разнообразить выбор и увеличить количество “хвостиков” на выставке (что практически означает больше денег в кассе, чтобы оплатить билеты судьям и их гостиницы).
Клуб в Langley, на самом деле, имел одних и тех же судей 2 дня, кроме меня – я не могла остаться на воскресенье, вот они и пригласили еще кого-то на этот день.
– Провокационный вопрос: бывает, что судьям предлагают взятки за то, чтобы кота определенного объявили победителем?
– Ах, как бы хотелось (шучу)!!! Нет, мне не предлагают – но я одна из тех, кто даже если знаю, что это кот знакомых или друзей, сужу кота, а не даю выигрыш дружбе. Когда-то давно одна моя коллега-судья мне сказала: проще быть честной с самой собой – тогда не надо вспоминать, что ты и кому ты должен. Ну вот, и ответ такой – нет, не предлагают.
Но иногда приходят с котом на руках, громко шумят или приходят в ринг позднее, чтобы было видно, кто они и что это их кот… Но я на это никогда не смотрела, и, честно, если уж сильно лезут, то я не использую их кота в десятке лучших, так как, по правилам, хозяин не имеет права дать судье знать, какой кот его!
– Некоторые кошатники считают, что для котов подобные выставки – со множеством хвостатых “коллег” и людей – огромный стресс…
– Я смотрю на это иначе, так как выставляла своих котов много лет… Детей же отправляют в садики? И там они болеют. Некоторые дети – меньше, а некоторые – больше. В зависимости от иммунной системы, питания, воспитания – кот может быть готов к выставке или нет. Стресс? Не мы ли хотим, чтобы наши животные могли любой стресс пережить? Если котенок пошел на выставку и вел себя плохо – это же не просто котенка проблема, но и заводчика. Может, надо посмотреть на программу разведения породы и искать пути улучшения иммунной системы и поведения? Ведь достаточно многое из этого в руках заводчика!
У меня есть знакомая заводчица… Она произвела потрясающего котенка-бенгала, который просто рвал и метал, пока ждал своей очереди – он бился о железную клетку в ринге до крови, пытаясь вырваться. Первый день был ужасен для этого котенка. Но заводчица послушала мой совет – что ставить точку на его карьере в выставках рано. Она начала кормить котенка только в железной клетке, научила успокаиваться, брала его в магазины для животных, записала шум выставки и проигрывала его дома – и за одну только неделю котенок полюбил и клетку, и выставку.. В результате стал лучшим котом года из всех котов. Что плохого в этом? Они стали командой, победной командой – человек и кот.
Я когда-то показывала кота, и мы стали неразлучны – что плохого в этом? Он обожал выставки, был на телевидении много раз, был представителем всех котов на самой большой выставке Pet Expo в Америке. А на первой выставке тоже был грустным и перепуганным…
Я считаю, что выставки, конечно, разносят заразу, но они же и помогают с иммунитетом, они также делают команду кот-хозяин, и эта командная дружба не пропадает с годами. Сейчас моя кошка в доме, ей 14 лет, она была на выставках в молодости – она и сейчас, если ее взять на выставку, будет счастлива, потому что мы делали все, чтобы при генетических данных дать ей самые лучшие и самые приятные впечатления от выставки.
– Народ интересуется, каким образом можно участвовать в подобных выставках? И стоит ли это что-то для хозяев котов?
– Да, сейчас можно записаться на выставку по интернету tica.org > show calendar >, выбираем выставку и вводим данные кота. Быть членом организации не надо, а вот “хвостатик” должен быть зарегистрирован в ТИКА (около $15 американских). Оплатить заявку – и вперед! Участие в выставке на одно животное на 2 дня – около $120 в Канаде, а, может, уже и выше. Никаких финансовых доходов победа на выставке не дает.
– Есть ли у Вас – уже даже не как у судьи, а у Алекс Маринец – любимые породы кошек? И почему?
– У меня самый популярный кот – это полосатый. А если честно, я люблю много пород, но самая любимая была и пока осталась – рэгдолл. А 5 других любимых пород (некоторых из них я никогда бы у себя дома не имела, но они мне нравятся очень) – бурма (Burmese), мейн-кун (Maine Coon), девон-рекс (Devon Rex), абиссинская кошка (Abyssinian), бурмилла (Burmilla)… Но, конечно, это все после усатого-полосатого и рэгдолл (Ragdoll).
– Кто из кошачьих живет сегодня с Вами? Расскажите о Ваших питомцах…
– У меня дома двое кошачьих. Первая – Рэгдолл SGC Hugaragdoll Peaches and Cream, коротко Пич, ей 14 лет, в дни молодости она была когда-то известной выставочной красавицей, да и осталась красавицей и королевой. А второй – Боцман, он у нас как раз усатый-полосатый. Ему скоро 2 года, он у нас в гараже родился, по духу он как бенгал – бандит и ужасно активный кот. Но он у нас и в походы ходит, и на пляж, и в кемпинг, но всегда на поводке – никогда на улице не отпускаем одного, все наши коты – только дома.
А кроме кошачьих, у меня есть еще лабрадор Чарли – ей 5 лет, и 8 курочек- несушек.
– Кроме красавицы Пич, участвовали ли другие Ваши кошки в подобных выставках?
– Конечно… Чтобы подать заявку на обучение на судью, надо самой вывести интернациональных победителей, много других победителей и во многих породах… У меня было много разных пород и много интернациональных победителей – Ragdoll, British Shorthairs, American Shorthairs, Abyssinian, Chausie, Kurilian Bobtails. Во всех этих породах мы достигли достаточно высоких ресультатов включая лучших в мире из всех котов вместе…
– И вновь провокационный вопрос: а как Вы относитесь к беспородным кошкам?
– Лучше всех. Кстати, в ТИКА ВСЕ коты могут выступать – даже беспородные. Для них у нас есть класс Household pet and Household pet kitten. Очень интересный класс – там судья выбирает просто тех, что нравятся.
– Расскажите парочку смешных историй из ваших путешествий ны выставки.
– Как-то я летела в Денвер, и там была региональная выставка, полет Ванкувер – Сиэтл – Денвер. Прилетели в Сиэтл, а там был угнан самолет каким-то механиком компании Аляска. Ну, нас приземлили, и мы там 5 часов просидели. Потом, конечно, уже ничего не летало – ну, я и осталась спать в аэропорту на скамейках. Мой полет перенесли на 5 утра, смысла в гостинице не было. Написала я в клуб, что мне надо, чтобы меня кто-то подобрал в аэропорту. Ответили: некто Джон в белом пикап-траке подберет меня после прилета. Прилетела – а там все машины белые, я бегаю и спрашиваю у всех: вы Джон? Водители ржали надо мной и предлагали стать для меня Джонами… Короче, наконец-то, приехал, опоздав, Джон и привез меня прямо на выставку, которая началась уже. Хотела занести чемодан и пойти переодеться, а мне на входе: вы кто? Я судья! А они мне: Вы не выглядите, как судья…
И еще когда-то летела в Балтимор, а оттуда в городок Лебанон в Пенсильвании, через территорию амишей (Amish country). А у них интернета нет.. Ну вот я и заехала в городок какой-то в полной темноте и постучалась в двери какого-то ресторана – они закрываются рано. Открыли и покормили, и даже нарисовали мне, куда ехать на бумажке – кто когда- то водил машину в Пенсильвании с их количеством дорог в темноте и без карты, меня поймут. Но тут я решила позвонить мужу – телефон работал – и спрашиваю: а как городок называется? А они говорят – Intercourse! То есть Секс! Ну, вот я мужу позвонила и говорю: я тут потерялась в городке под названием Секс!
А как-то, полетав по миру четыре уикенда подряд – Китай-Австралия-Европа-Бразилия, – совершенно забыла, что в Бразилии в июне не лето, а зима. Никак не могла понять, почему люди ходили в шубах и смотрели странно на мои босоножки… Иногда просто забываешь, в каком часовом поясе ты сейчас, а уж кто думает о времени года…
– Главное пожелание (совет) от судьи-кошатницы тем, кто уже имеет котов, и тем, кто только собирается их завести…
– Любите своих хвостатых, они не предают. Не выпускайте их на улицу никогда без поводка. Чем больше вы им даете, особенно в детстве, тем лучше ваша команда кот-человек.
Породистые коты могут стоить много, но они того стоят. Берите отпуск, когда приводите котенка домой – чем больше вы даете, тем больше вы получите в ответ.
Кастрируйте ваших любимцев – коты метят и кусают, и орут, кошки тоже метят и еще как орут… Честно, у меня было много котят и много некастрированных животных, поместить кота и кошку вместе – это еще не бридинг!
Доверяйте тем, кто знает, что они делают! И всегда делайте домашнюю работу по выбору хорошего заводчика – ваш любимец будет с вами минимум 15 лет. Думайте, что будет с ним, если вас не станет.
И главное – всегда играйте с вашими хвостатыми, даже когда они старые. Кошки всегда играют!
Фото: Ирина Донская