“ПРИНЦЕССА СОФИЯ”: ТРАГЕДИЯ В ОКЕАНЕ

Выпущено на July 9, 2023 в Канада: вехи истории, Статьи.

Одно из самых трагических кораблекрушений в истории Британской Колумбии

В начале 20 века компания Canadian Pacific Railway занималась еще и пароходством, ее суда доставляли грузы, почту и пассажиров из Британской Колумбии на Аляску. 

Пароход “Princess Sophia” был спущен на воду 8 ноября 1911 года, а в свое первое плавание отправился 7 июня 1912 года – из Шотландии к берегам Британской Колумбии. 

Двойной корпус из стали, длина 75 метров, водоизмещение 2 300 тонн,  три яруса, электрическое освещение, беспроводная связь… В первом классе – комфортабельные каюты, столовая на 112 мест с огромными окнами, танцевальный зал. Ниже, во втором и третьем классах, все поменьше – и каюты, и общие помещения… 

Свою карьеру в Британской Колумбии “Princess Sophia” начала с маршрута Виктория-Prince Rupert, затем – до Skagway, что на Аляске. А потом грянула Первая мировая, и все эти маршруты были закрыты. Вновь вернулась к работе “Принцесса София” лишь в 1918-м… 

В свой роковой рейс пароход вышел 23 октября 1918 года в 10:10 вечера, на три часа позже графика – из Skagway в Ванкувер, с остановками в Juneau и Prince Rupert. В Ванкувере он должен был появиться 27 октября. 

На борту находились 75 членов экипажа и 268 пассажиров, включая 50 женщин и детей.  

Спустя четыре часа после начала путешествия, когда судно проходило Lynn Canal (узкий залив на юго-востоке Аляски) начался снежный буран. Несмотря на это, капитан Леонард Локк, надеясь наверстать потерянные часы, принял решение пройти залив на полной скорости. 

Видимость была практически нулевой. Команда вынуждена была проводить навигационное счисление на основе эха от пароходного гудка. Никто не подозревал, что “Принцесса София” прямиком движется к своей гибели – к рифу Вандербильт (Vanderbilt Reef). 

Vanderbilt Reef – это, собственно, верхушка 1000-футовой подводной горы. Лишь неосвещенный буй оповещал в те времена мореплавателей об опасности. 

В 02:10 ночи 24 октября 1918 года случилось неминуемое – судно напоролось на риф. Его корпус частично застрял на мелководье, и пароход не мог самостоятельно сойти с него. Но не тонул. Лишь раскачивался под ударами сумасшедшего ветра. 

Капитан сообщил о случившимся в Juneau. Это новость всех шокировала. Тут же началась спасательная операция. Кораблей достаточных для спасения всех пассажиров не было, поэтому были привлечены небольшие суда по всей округе – пассажирские, грузовые, почтовые, рыболовные суда – все бросились на помощь «Принцессе Софии». 

Пассажиры, испугавшиеся поначалу, впрочем, были уверены, что их скоро спасут – ведь суша была всего в пяти километрах на восток и в шести километрах на запад. Электричество работало, что тоже создавало ощущение безопасности. 

Да и капитан был уверен, что с его судном все будет в порядке. Поэтому, полагаясь на свой опыт, он принял роковое решение – решил дождаться, пока ветер стихнет и лишь тогда перегружать пассажиров на другие суда. Никто и не мог подумать, что решение капитана приведет к ужасным последствиям.

Утро обещало быть спокойней, и эвакуация должна была начаться в пять утра 25 октября. Но ветер вновь нарушил все планы, а к 9 утра и вовсе превратился в ураган. 

Посоветовавшись с другими офицерами, капитан пришел к выводу, что спускать спасательные шлюпки в таких условиях – это просто самоубийство. Поэтому пассажиры будут в большей безопасности, решил он, оставаясь на борту судна. 

Суда, которые пришли на подмогу, отошли в поисках укрытия. Весь день капитаны других кораблей обдумывали путь спасения. В 16:50 поступило сообщение: “Пароход идет ко дну, торопитесь”. Вскоре последовало другое сообщение: «Ради Бога, скорее, вода уже в моей комнате».

После того как вода прорвалась внутрь, команда в панике спустила спасательные шлюпки на воду, однако их всех потопили сильные волны. Затем медленно, со скрежетом «Принцесса София» начала сползать с рифа в воду. Ледяная вода прорвалась в котельную, что привело к жуткому взрыву. После этого пассажирское судно больше не могло сопротивляться, и начало медленно погружаться. Вода все больше наполняла нижнюю часть парохода и тащила за собой верхнюю часть. В верхней части судна связист передавал свои последние сообщения с просьбой о помощи, он оставался на посту до самого конца. 

Пароход полностью затонул. Погибли все. Все 343 человека.  Лишь часть тел была найдена… 

Трагедия сильнее всего ударила по городу Dawson – две трети пассажиров “Princess Sophia” были его жителями. Погибли в их числе Уильям О’Брайен, член Yukon Legislature (вместе с женой и пятерыми детьми), а также Уильям Скаус – тот, что первым добыл золото в Eldorado River во время Золотой Лихорадки на Клондайке.

Выжил в трагедии единственный – английский сеттер, сумевший проплыть 10 километров от рифа Вандербильт до Tee Harbor, а затем пройти еще 5-6 километров до местечка Auk Bay, где его нашли спустя два дня после крушения.

Через несколько недель после трагедии правительство Аляски установило освещенный буй на рифе Вандербильт, который в 1921 году был заменен на башню высотой 11 метров. Башня до сих пор стоит на рифе как напоминание о случившемся уже более века назад несчастье.   

А “Принцесса София” по-прежнему покоится на дне океана…

Оставьте ответ