RBC и CIBC позволили 89-летнему клиенту вывести все свои сбережения и потерять 1,7 миллиона долларов из-за мошенников. При этом оба банка заявляют, что у них действуют надёжные системы обнаружения и предотвращения мошенничества.
Рэй Анхольт из Виктории недавно отметил свой 90-й день рождения, но, по его словам, праздновать было нечего – став жертвой одной из крупнейших афер с «банковскими следователями», когда-либо зарегистрированных в Канаде, он остался практически без средств к существованию.
В течение шести месяцев прошлого года Анхольт потерял все свои сбережения – почти 1,7 миллиона долларов.
Мошенническая схема включала лжесотрудников банков, поддельные официальные письма от государственных органов и политиков, пачки наличных, крупные банковские чеки, золотые слитки и курьеров.
Но, по словам дочери Анхольта, самым поразительным в этой сложной афере было то, что два крупных банка позволили пожилому мужчине опустошить свои счета, несмотря на очевидные признаки опасности.
«Они равнодушно наблюдали, как этот 89-летний мужчина снимает до последнего цента», – рассказала Джилл Анхольт журналистам CBC News в сегменте Go Public.
Рэй Анхольт – далеко не единственный, кто пострадал от подобных схем… Только за прошлый год канадцы потеряли более $643 миллионов из-за мошенничества, связанного с банковскими счетами – почти на 300% больше, чем в 2020 году.
По мере того как мошеннические схемы становятся всё более изощрёнными, эксперты отмечают, что финансовые учреждения Канады отстают от других стран, где действуют более надёжные механизмы защиты.
Схема
В июне Рэй Анхольт позвонили из CIBC – во вскяом случае, на дисплее высветился номер этого банка.
Звонивший представился сотрудником отдела по борьбе с мошенничеством банка и сказал, что ему нужна помощь Рэя в крупном национальном расследовании, связанном с отмыванием денег.
Он дал указание снять все деньги со счета, а потом, мол, курьер приедет к нему домой, заберёт наличные и сохранит их «в безопасности» до завершения расследования.
Мошенник также заявил, что крайне важно никому не рассказывать о происходящем, иначе это может поставить под угрозу расследование.
«Он сказал: “Мы просто хотим убедиться, что вы не потеряете свои сбережения на всю жизнь”, – вспоминает Рэй. – Так что я согласился сотрудничать».
По словам его дочери, он также поддался уговорам, потому что с ним связывались люди, которые якобы занимали влиятельные должности.
«Он и его поколение верят во власть, – говорит Джилл Анхольт. – Если человек, обладающий авторитетом, просит их о чём-то, они считают, что должны это выполнить».
CIBC – заподозрили, но…
Рэй начал снимать наличные в разных отделениях CIBC, клиентом которого он был на протяжении десятилетий.
В какой-то момент менеджер одного из отделений заподозрил неладное и заблокировал онлайн-доступ к его счёту, а также возможность снимать деньги в банкомате. Однако Рэй всё ещё мог получать наличные лично в отделении, чем он и продолжил пользоваться.
В итоге менеджер отделения в центре Виктории направил Рэю письмо, в котором сообщил, что операции по его счёту являются «необычными» и что, по опыту банка, транзакции, совершаемые по просьбе третьих лиц, «не имеют законного основания». Однако при этом банк так и не дал прямого предупреждения о том, что клиент, скорее всего, стал жертвой мошенников.
Когда мошенники узнали, что в CIBC начали проявлять подозрения, они придумали новую историю и велели Рэю перевести все деньги в другой банк. CIBC позволил ему это сделать – несмотря на то, что ранее уже заподозрил, что несколько месяцев назад мужчина стал мишенью мошенников.
«Совершенно очевидно, что CIBC не сделал всего необходимого, чтобы защитить финансовые интересы этого клиента», – заявил Дафф Конэхер, эксперт по банковской подотчётности.
CIBC не стал объяснять, почему менеджеры не связались с отделом по борьбе с мошенничеством банка или с полицией Виктории, несмотря на свои опасения.
RBC – нет вопросов!
Однако то, что произошло в RBC, по словам Джилл Анхольт, было просто невероятным.
После того как Рэй перевёл все свои средства в RBC, банк позволил ему каждые несколько недель получать крупные банковские чеки – от 50 000 до 395 000 долларов – для покупки золота. Все согласно новым указаниям мошенников.
Ни один кассир или менеджер RBC ни разу не задал Рэю вопросов о крупных снятиях средств.
«Когда кто-то совершает необычные и очень крупные снятия со своего сберегательного счёта, должны сработать все возможные сигналы тревоги», – отмечает Дафф Конэхер, эксперт по банковской подотчётности.
Мошенники затем отправили курьера в квартиру Рэя, чтобы забрать золото.
Когда у пожилого мужчины закончились деньги, один из аферистов выдал себя за главного судью Канады и заявил, что Рэй не сможет вернуть свои сбережения, пока не оплатит вымышленный налоговый долг.
Отчаявшись, Рэй позвонил дочери и попросил… денег. Когда Джилл потребовала объяснить, зачем ему средства, он с неохотой рассказал подробности происходящего. Тогда она поняла, что её пожилой отец стал жертвой масштабного мошенничества.
Вопрос урегилирован?
Согласно федеральному Закону о банках (Bank Act), кредитные учреждения обязаны иметь процедуры, направленные на защиту финансовых интересов клиентов. Однако, по словам Конэхера, RBC этих правил не придерживался.
Джилл Анхольт направила письма в оба банка, обвинив их в том, что они допустили, чтобы мошенники обманули её отца.
В CIBC заявили, что пытались «предупредить и защитить» Рэя. Банк представил электронное письмо от 8 июля 2024 года, в котором менеджер отделения пытался организовать встречу с клиентом, но тот отказался.
А RBC потребовалось несколько месяцев, чтобы организовать встречу с Рэем и его дочерью. Позднее банк сообщил отделу Go Public, что вопрос был «урегулирован», но не стал уточнять, предлагалось ли какое-либо возмещение. Сам Рэй и Джилл заявили, что не могут комментировать эти переговоры – что, по всей видимости, указывает на подписанное ими соглашение о неразглашении.
Дафф Конэхер задаётся вопросом, почему мошенничество продолжалось в течение шести месяцев, ведь банки обязаны сообщать о подозрительных операциях и транзакциях свыше 10 000 долларов в Финансовый центр по анализу операций Канады (Fintrac), который следит за преступными доходами, отмыванием денег и другими правонарушениями.
Неизвестно, сообщали ли об этом CIBC и RBC в Fintrac.
Отсутствие обязательств
По словам Конэхера, в Канаде нет законодательства, обязывающего банки ограничивать ответственность клиентов, ставших жертвами мошенничества, хотя существуют определённые меры защиты для операций по кредитным и дебетовым картам.
Он отмечает, что такие страны, как Великобритания и Австралия, приняли законы, позволяющие привлекать банки к ответственности за неспособность предотвратить мошенничество. Европейский союз планирует в следующем году принять аналогичные нормативные акты.
В прошлом году федеральное правительство Канады провело консультации по поводу предлагаемых изменений в Bank Act, которые предусматривали бы введение “maximum liability threshold” для людей, ставших жертвами мошенничества – аналогично кредитным картам.
Конэхер резко раскритиковал эти новые меры, назвав их «пустыми обещаниями», и подчеркнул, что они в основном носят добровольный характер.
После того как Джилл обратилась в полицию Виктории, полицейским удалось задержать курьера, приходившего за золотом. Семья сообщает, что им сказали, что обвинения будут предъявлены в ближайшее время.
Джилл сомневается, что полиции удастся вернуть какие-либо средства, но она рада, что отец делится своей историей, потому что большинство жертв молчат – из-за стыда.
Она также надеется, что вскоре будут приняты более жёсткие законы для защиты клиентов банков.
«Я даже не могу представить, сколько людей становятся жертвами подобных мошеннических схем»…
Фото: Michael Mcarthur/CBC











